Уважаемые коллеги!
Поднятый Правлением РОХ вопрос аттестации врачей-хирургов на квалификационную категорию актуален. Доля аттестованных хирургов в стране уменьшается. По данным Минздрава России квалификационную категорию в 2016 г. имели 52,4% хирургов, а в 2019 г. – 50,4%. В целом по врачам этот показатель еще ниже - 42,5%. Однако в регионах страны заметна значительная разница в доле аттестованных хирургов. Например, в Тульской области - 31,3%, в Москве – 37,7%, в Архангельской области – 46,7%, в Санкт-Петербурге – 53,8%, в Ярославской области – 62%, в Вологодской области -62,6%, в Рязанской области – 71,3%. За 2019 год Минздрав России приводит статистическую информацию, с которой можно ознакомиться перейдя по ссылке.
Почему такие различия в доле аттестованных хирургов в разных субъектах страны?
Коллеги правы, говоря о необходимости стимулирующих выплат за категорию, что приведет, по их мнению, к увеличению доли аттестованных врачей. В качестве примера приводится Республика Татарстан. По информации главного хирурга республики проф. А.Ю. Анисимова, согласно постановления Кабинета Министров N 885 от 18 ноября 2017 г. за квалификационную категорию работникам осуществляются выплаты стимулирующего характера: за высшую - 40% от оклада, за первую – 30% и за вторую – 20%. По нашему мнению, вероятно, и из-за низкой доли аттестованных врачей в регионе (в 2016 г. всего 39,1% хирургов имели квалификационную категорию), руководство республики внесло изменения в систему оплаты труда медицинских работников. В результате, количество аттестованных хирургов в республике в 2019 г увеличилось до 46,7%, однако пока не достигнут даже средний уровень по стране.
Нам удалось обсудить этот вопрос с рядом региональных главных хирургов. Следует отметить, что подобные постановления принимались и в других регионах страны. Вот несколько примеров. В Ярославле постановление «Об оплате труда работников государственных медицинских и образовательных организаций, функционально подчиненных Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области (с изменениями на 16 декабря 2019 года)» правительством области принято еще раньше, чем в Татарстане - 12 октября 2017 г. Доплаты за категорию, правда, ниже: за высшую надбавка 25% от оклада, за первую – 15%, за вторую – 5%, но при этом доля аттестованных хирургов (62%) значительно выше среднего уровня по стране.
В ряде федеральных учреждений надбавка за категорию составляет, соответственно, 30, 20 и 10 процентов. Аналогичные стимулирующие выплаты в медицинских организациях Архангельской области. При нынешнем размере оклада врача-хирурга в областной больнице в 22,5 тысячи рублей надбавка за высшую категорию составляет 6,75 тысяч рублей. До последнего повышения окладов надбавка за высшую категорию равнялась 50%.
И здесь экономисты нам напоминают о так называемом эффективном контракте, который заключает работодатель с работником, и о локальных нормативных актах, устанавливающих систему оплаты труда работников медицинских организаций, и о методике начисления заработной платы. Выплаты за категорию входят в третью часть (стимулирующие надбавки), помимо оклада работника (постоянной части), который должен быть не менее 50-55% от общей суммы заработной платы и выплат компенсационного характера (до 15%). Стимулирующие выплаты могут достигать 30-35%, но не более. Следовательно, при всем желании, работодатель не может увеличивать стимулирующую часть, а при увеличении основной части заработной платы, на что в первую очередь обращают внимание, даже вынужден снижать долю стимулирующих выплат.
Другой пример. В Рязанской области при высокой доле аттестованных врачей (71,3%) со слов главного хирурга проф. В.А. Юдина за высшую категорию действует доплата 1,5 тыс. рублей, что существенно меньше, чем в других регионах. Что же тогда стимулирует врачей-хирургов на получение квалификационной категории, только ли материальная составляющая вопроса? Опять же, по мнению главных хирургов вышеперечисленных регионов, есть еще несколько причин. Первая – упрощенная («демократичная», как выразился гл. хирург Рязанской области) форма прохождение аттестации. Вторая – больше возможности при наличии категории дополнительно устроиться на работу в частные медицинские структуры, где надбавки за категорию также есть (мнение Е.В. Смирнова, гл. хирурга Ярославской области). Третья – имидж врача, но это причина не на первом месте. Как отмечают наши коллеги, сама система аттестации может стимулировать этот процесс. Где она упрощена, там больше аттестованных врачей. Со слов В.П. Стренакова (Вологодская область) и с ним согласны другие главные специалисты, многих опытных врачей смущает система тестирования, нюансы оформления аттестационного материала, и они отказываются от процедуры подтверждения ранее присвоенной квалификационной категории.
В предложении Правления РОХ (автор проф. С.А. Совцов) как раз включены дополнительные факторы, которые могут отрицательно повлиять на стремление врачей проходить аттестацию. В первую очередь это предлагаемое минимально необходимое количество операций (250 за три года). Безусловно, достаточно много хирургов, которые выполняют такое количество операций даже в течение одного года, но и много хирургов, которые выполняют меньшее число операций. Как быть им, если они не наберут за три года данное количество операций?
Предлагаемая система ротации между стационаром и поликлиникой для повышения квалификации амбулаторного хирурга целесообразна. Но такой системы в большинстве городских больниц нет. В лучшем случае врач поликлиники может дежурить. А если этот врач будет преуспевать в стационаре, его туда обязательно пригласят на постоянное место работы. Следовательно, для хирурга поликлиники данные требования также не подойдут или он всегда будет иметь вторую категорию «за операции на коже и подкожной клетчатке».
Вопрос об учете сложности оперативных вмешательств, выполняемых соискателем квалификационной категории, поднимался и ранее. Сложность выполняемых операций учитывается при аттестации, но без четкой системы. Предложенная градация операций на пять уровней сложности весьма полезна, но вряд ли она будет способствовать увеличению числа аттестованных хирургов. Кроме того, ряд операций из предложенного перечня (удаление злокачественных новообразований, рентгенэндоваскулярные вмешательства) не профильные для врача-хирурга. Таким образом, принятие данных требований, на наш взгляд, может еще больше сократить число желающих проходить аттестацию. Возможно, эта градация станет актуальной, когда будет внедрена система оценки квалификации врача, над которой работает Национальная медицинская палата, а Российскому обществу хирургов удастся актуализировать профессиональный стандарт «Врач-хирург», в котором можно было бы разделить весь перечень необходимых умений по уровням сложности. А пока действующий профессиональный стандарт никак не влияет на определение квалификационной категории хирургов.
Уважаемые коллеги! А что вы думаете по вопросу аттестации хирургов? Ждем ваши предложения на электронный адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
C уважением,
Главный хирург Минздрава России,
академик РАН Ревишвили А.Ш.