Уважаемые коллеги!
Опубликованные материалы профильной комиссии на сайте главного хирурга Минздрава России вызвали интерес не только в хирургическом сообществе, но и привлекли внимание средств массовой информации. Безусловно, вопросы организации хирургической помощи в стране должны волновать многих. В ряде изданий появились профессиональные комментарии наших коллег, что позволяет читателю лучше понять те или иные вопросы оказания медицинской помощи. Обсуждение итогов прошедшего года было продолжено на VIII Конгрессе московских хирургов, где еще раз даны оценки этого сложного периода не только отечественными специалистами, но и зарубежными. Тем не менее, для правильного понимания ряда показателей хирургической помощи в стране в период пандемии приходится делать пояснения. И в этом тоже наша с вами задача. Тем более, что нашлись интернет-издания, которые, вероятно, в погоне за «сенсацией», принялись интерпретировать опубликованные данные на свой лад. У неискушенного в медицине и в законах статистики читателя такие «интерпретации» могут вызвать негативную реакцию.
Приведенные в нашем анализе некоторые показатели хирургической помощи за 2020 год действительно снизились – сократились плановая госпитализация, амбулаторные обращения, и даже количество госпитализированных пациентов с острыми заболеваниями. Эти явления в период пандемии отмечены во многих, в том числе, экономически развитых странах. Объективные причины этих тенденций изучены и определены. Вам они хорошо известны, мы вместе преодолели этот сложный период. Это и перепрофилирование хирургических отделений под инфекционные, это и ограничение плановой госпитализации из-за высокого риска для пациента заразиться новой коронавирусной инфекцией в период обследования и даже в момент госпитализации. В тактике экстренной и неотложной помощи произошли изменения и, например, пациентов с легким течением ряда заболеваний старались лечить консервативно или амбулаторно.
Увеличение летальности в хирургических стационарах отмечено во многих странах по результатам еще первой волны COVID-19 и объясняется многими причинами, в том числе более тяжелым течением острых хирургических заболеваний на фоне коронавирусной инфекции.
В хирургических стационарах страны общая летальность в сравнении с 2019 годом повысилась с 2,76% до 3,68%. При сравнении величин, выраженных в процентах, как вы знаете, используется специальная единица измерения – процентный пункт. Однако написать, что летальность в хирургии повысилась на 0,92 процентных пункта никакого «эффекта возмущения» среди читателей интернет-изданий может и не вызвать. А вот если написать «увеличилась на 33%», это сразу привлечет внимание и вызовет, вероятно, у многих читателей даже негодование. Но если, например, инфляция в одном году составила 5%, а в следующем — 4%, то не говорят же, что она снизилась на 20 %, а сообщают о снижении на 1 процентный пункт.
Если же вернуться к абсолютным значениям, то количество летальных случаев выросло на 3 975 (+4,7 %). Причины роста еще предстоит подвергнуть многофакторному анализу, но уже сейчас очевидно, что речь не идет о росте летальности на десятки процентов, как это представили в ряде изданий.
Критиковать можно и нужно конструктивно, если эта критика объективна и сможет помочь решать существующие проблемы и преодолевать возникающие трудности при оказании медицинской помощи. Но делать это, используя некорректные приемы, сейчас, когда здравоохранение уже больше года работает с повышенной нагрузкой, нельзя, потому что такая критика может только разрушать, а не созидать.
Уважаемые коллеги! Еще раз выражаю вам искреннюю благодарность за самоотверженную работу!
Главный хирург Минздрава России,
академик РАН А.Ш. Ревишвили